Жил Луис Комфорт Тиффани аж в начале позапрошлого века – уроженец Нью-Йорка, американский художник и наследник богатой империи отца по производству ювелирных украшений, Луис Комфорт Тиффани родился в 1848 году и прожил до 1933 года. Являясь богатым наследником, он все же был человеком искусства, и интересы его были далеки от ювелирной промышленности – Тиффани был сосредоточен на создании качественно-новых витражей. Дело в том, что до созданной Тиффани техники стекло в витражах скреплялось свинцовыми прутьями. Эта традиция шла со средних веков, с того времени, когда витражи имели религиозное значение, потому что являлись украшением исключительно храмов. Но на стыке девятнадцатого и двадцатого века началась промышленная революция, стали использоваться качественно новые материалы и сплавы, что открыло простор не только для изобретения, но и для творчества. Тиффани стремился к витражам более тонким, хотел сделать рисунки изящнее. Он планировал использовать их в создании осветительных приборов. Надо сказать, на рубеже веков само по себе электрическое освещение было для людей в новинку, мало кто мог его позволить себе, но даже в чудо прогресса Тиффани старался внести свое волшебство, разнообразить и расцветить его.
E27 x 1 max 100W
E27 x 1 max 100W
После долгих лет проб и ошибок Тиффани, наконец, создает тот самый стиль, что известен нам сейчас: частично заменяет свинцовую оплетку в витражах прожилками в виде медных полосок, приклеивает к стеклу с помощью пчелиного воска и спаивает между собой при помощи олова. Нам, современникам, когда давно открыты уже всевозможные сплавы, позволяющие поставить производство таких витражей на поток, сложно представить революционность открытия Тиффани. Как и сложно представить, сколько усилий тогда затрачивалось на каждый плафон. Техника Тиффани позволила сделать сцепки между кусочками стекла тоньше, изящнее, создавать более компактные изображения. Перейти от витража как искусства украшения больших оконных проемов к искусству создания разноцветных плафонов, которые при включении света разукрашивали комнату, превращая обычное освещение в калейдоскоп цветов.
Прошлая технология создания витражей не могла обеспечить такую реалистичность и плавность линий. Это было грубое, толстое стекло, свинцовые, массивные и тяжелые сцепки, слишком толстые линии между кусочками стекла. Именно переход к новой технике позволил приспособить искусство создания витражей к осветительным приборам.
Производство плафонов и витражей шло вручную, тщательно подбирались необходимые кусочки стекла. Тут снова возник ряд проблем, и Луису Комфорту Тиффани понадобилось не просто менять технику основы, ему пришлось начать производство своего стекла, экспериментировать уже с его помощью, потому что обычное стекло не подходило для его витражей. Этим производством было изобретено стекло, которое до этого никем не производилось: так называемое иризирующее стекло, опалесцентное стекло, также получившее свое название в честь Тиффани. Эти виды стекла стали симбиозом стекла и железа: стекло с вкраплением металлических частиц и стекло, имеющее переливающийся металлический цвет.
Постепенно от геометрических узоров компания перешла к более плавным рисункам, растительным орнаментам, более природным мотивам. Это течение в него было внесено подразделением компании, неофициально называемом «Девушки Тиффани». В нем работали лучшие женщины-дизайнеры, имеющие творческий потенциал. Именно они добавили в очертания витражей Тиффани женское изящество и плавность линий.
В то время абажуры Тиффани считались настоящим произведением искусства – конечно, ведь каждый создавался вручную, каждый кусочек стекла подбирался индивидуально. Часто, чтобы сделать небольшой кусочек стекла для плафона, нужно было использовать большое стекло основы. Плафоны и настольные лампы, созданные Тиффани, завоевали множество наград. Выполненные в этом стиле витражи и плафоны были недоступны обычным людям, они являлись дорогим предметом роскоши, но благодаря своей популярности у фабрики не было недостатка в заказах. Даже наличие в доме электрического света, для которого и делались настольные лампы Тиффани, было показателем роскоши. Обладать такими светильниками считалось образчиком тонкого, изящного вкуса. А в 1882 году компания даже получила заказ на оформление интерьера Белого Дома. Также ей поступил заказ на украшение театра Лицеум в Нью-Йорке. Компания сотрудничала с самыми знаменитыми и богатыми семьями Америки, в ее штат входило более трехсот сотрудников, и всем находилась работа.
Светильники стиля тиффани удачно вплелись в направление модерна, влились в популярный тогда стиль Ар Нуво, названный так по галерее С. Бинга - “L’Art Nouveau”. Их использование широко – они вписываются и в винтажный стиль. Эти витражи считались новым видом искусства, сплетением древних традиций украшать витражами храмы и новых технологий и мотивов в создании этих витражей, плавности их линий, пришедших на смену прошлой топорности. Это вплетение новых технологий, преобразивших старое искусство, сделавших его более живым и выразительным. Тиффани, сам являясь сплавом капиталиста с художником, превратил искусство в доходное производство. Создал симбиоз практического использования того, что раньше служило лишь для украшения.
С создания техники прошел целый век, многое изменилось, тысячи направлений и имен канули в историю, но светильники в стиле тиффани по-прежнему олицетворяют собой безупречный и изящный вкус. На сайте BCLight.ru вы можете найти самые разнообразные светильники этого направления, некоторые выполнены более упрощенно, некоторые напротив приближены к тому искусному исполнению, в котором их создавал сам Луис Комфорт Тиффани. И цены на эти светильники от самых бюджетных, делающих роскошь прошлых веков доступной любому покупателю, до более сложных и дорогих моделей. Они выглядят так, словно сделаны вручную самим основоположником этого стиля.