Интернет-магазин светильников +7-495-748-88-95 sales@bclight.ru Пн - Пт: 10:00 - 20:00 заказ через корзину

Производство стекла в светильниках

Стекло по праву считается одним из важнейших элементов практически любого светильника, независимо от стиля его исполнения или цены.

Стекло ручной работы: искусство в деталях

Развития технологий и прогресс школ искусств дают современным дизайнерам и производителям светильников и люстр огромный выбор материалов и стилей элементов освещения. С течением времени какие-то тенденции появляются, какие-то уходят, но стекло ручной работы, используемое в качестве декоративного или функционального элемента, остается.

Цветное или прозрачное, с различным  декором, с добавлением примесей, принимающее благодаря стеклодуву самые причудливые формы и расцветки, стекло занимает лидирующие позиции.

Ведь стекло ручной работы – это всегда результат труда мастера, а не серийное производство. В каждом отдельном элементе осталась частичка человека, который ее изготовил. Два, с виду похожих друг на друга элемента, все-таки имеют пускай и незначительные различия.

Штамповка или ручная работа – что лучше?

При создании штампованного стекла основную работу делает машина, контролирующая плавку стекла и его дальнейшую заливку в формы. Лазерное оборудование способно нанести гравировку или разрезать получившиеся плафоны на части с ювелирной точностью. Срезы шлифуются специальным роликом для придания им гладкости. Все элементы идентичны, скорость производства высока.

В вопросе «какой из вариантов лучше» единого мнения не существует. Где-то технически незаменима ювелирная точность штамповки, где-то она вычурно бросается в глаза. Одним словом, каждая технология заняла свое место. Фактом является то, что как бы быстр ни был прогресс и технологии, некоторые технологические особенности остаются им неподвластны.

Ярким примером является «капля» из серии Glo фабрики Leucos, которую мастер должен выдуть за один подход, стоя на высокой лестнице (к слову, в мире существует лишь один мастер, знающий технологию производства этого стекла).

Как его производят

Стеклодув с помощью специальной трубки выдувает пузырь из разогретой до высокой температуры стекольной массы. Затем с помощью ножниц и различных клещей он придает заготовке нужную форму, моделируя и вытягивая ее и нанося требуемый узор. После придания окончательного вида, изделие закаляется несколько часов в печи, набирая прочность. Если пренебречь процессом закаливания стекло, то оно может расколоться от одного прикосновения, а иногда и самопроизвольно.

Стеклянная масса, имеющая после остывания желтовато-зеленый или голубовато-зеленый цвет, окрашивается путем добавления в состав оксидов металлов: например, оксидов железа, придающих стеклу желтые, голубые или бурые оттенки; марганцевых соединений, окрашивающих его в фиолетовый и т.д.

Также, стекло может иметь цвет в виду добавления послойно (слой стекла, затем – слой фольги) листов металла (фольги).

Муранское стекло

Свое название муранское стекло берет по названию острова, на котором оно производится – Мурано. Оствов Мурано (Murano) располагается неподалеку от Венеции и, со временем, успел завоевать поистине мировое значение. Остров Мурано – колыбель итальянского стеклодувного мастерства, традиций, уходящих корнями в поколения. Это место, окутанное тайнами и защищающее их. Мастерские острова Мурано и их продукт – культурное наследие, сохранившее до наших дней.

История муранского стекла насчитывает уже более 1000 лет: производившееся изначально в самой Венеции, вскоре оно было перенесено на остров Мурано, чтобы скрыть секреты и тонкости его изготовления. Как и сотни лет назад, муранское стекло является результатом исключительно ручной работы без применения литья, конвейерной сборки. При изготовлении муранского стекла используются только самые качественные материалы, что становится гарантией качества и эксклюзивности каждого изделия.

Интересный факт:

Мастера на острове Мурано (Murano) строго специализированы: каждый из них годами оттачивает с наставником определенный набор техник, который позволяет ему производить определенный формы и типы стекол. Свои умения он передает преемнику. Процесс передачи навыков длится столетиями. Кроме того, в Италии строжайше запрещено передавать технологии стеклодувных мануфактур иностранцам. Так жители Апеннинского полуострова обеспечивают себя работой и добавляют шарма своей продукции.

Виды муранского стекла:

агатовое стекло (мраморное стекло) – стекло из нескольких разноцветных слоев, которые при соединении дают узор, подобный агату или мрамору.

Суть его изготовления заключается в следующем: на гладком камне рассыпаются подобранные по цветовой гамме кусочки стекла, после чего стеклодув набирает в трубку необходимое количество прозрачного стекла и катает его по камню. Цветное стекло прилипает к мягкому прозрачному, поверх него добавляется еще одна порция прозрачного и получившаяся наборка разогревается в печи, благодаря чему цветное стекло растекается по основной массе разнообразными узорами;

авантюриновое стекло – яркое, блестящее стекло, при изготовлении которого в сырье добавляется медная крошка. При остывании медь кристаллизуется, что дает особенный световой эффект на отшлифованной поверхности;

филигранное стекло – стекло, в прозрачную сырьевую массу которого аккуратно вводят тонкие цветные нити, хаотичное или правильное сетчатое переплетение которых дает уникальную окраску. Нити могут быть как обыкновенными круглыми, так и плоскими или овальными в поперечном сечении, усложняя готовый рисунок на стекле;

мозаичное стекло (технология Миллефиори) – стекло создаваемое в два этапа. Из заготовки-бруска, имеющего в поперечном сечении звездочку, цветок или геометрическую фигуру, нарезаются пластинки толщиной около миллиметра, а потом вплавляются в какую-либо стеклянную форму или соединяются между собой. Важной составляющей процесса становится поддержание необходимой температуры плавления, чтобы все элементы сохранили четкость очертаний;

кракеллаж (кракле) – текстурированное пузырьками или трещинками стекло, получаемое путем погружения готового неостывшего еще изделия в холодную воду, благодаря чему верхний слой покрывается множеством трещин.

Стекло Scavo

Стекло scavo (от ит. «выкопанный») также берет свое начало в Италии, являясь примером кропотливой ручной работы, проходящей в несколько стадий, в результате чего на плафоне создается иллюзия каменной поверхности.
Как получают стекло Scavo:

Заготовку красят вручную и закаляют в печи, а затем покрывают специальным составом «Scavo», состоящим из минерального порошка, после чего часть состава счищается. Остатки придают стеклу эффект камня, а затем оно вторично обжигается в печи для закрепления цвета и узора. Каждый подобный плафон индивидуален и уникален, поэтому невозможно найти двух полностью идентичных образцов.

Матированное стекло

Матирование стекла – это процесс, обратный полировке, при котором поверхность становится частично непрозрачной, появляются шероховатости или узоры.

Пескоструйное матирование

При пескоструйной обработке поверхность повреждается песком или аналогичным ему порошком или же водой, которые подаются на стекло с помощью сжатого воздуха, затирая его и делая матовым. В результате такого воздействия удаляются посторонние материалы, а само стекло упрочняется и становится готовым для нанесения краски. Такая технология удобна для матирования больших площадей, но отличается достаточно высокой ценой.

Химические и другие способы матирования

К химическим способам относят матирование специальной пастой с высоким содержанием плавиковой кислоты, позволяющее добиться наивысшего качества и тем не менее использующееся с осторожностью, так как некоторые компоненты подобных паст могут негативно сказаться на здоровье человека. Матирование путем нанесения лакокрасочных покрытий существенно проще метода пескоструйной обработки, но отличается недолговечностью, так как нанесенный слой лака может со временем облупиться.